Введение в Лакана

Введение в Лакана

Не доверя эдипальной истории в ее первоначальной версии, Лакан, двигаясь к истокам взаимоотношений субъекта с его ближним, находит инстанцию, которой он дает название Имя-Отца. Уникальность этого имени заключается в том, что под его эгидой делаются возможны как братские, так и сексуальные отношения. Тем не менее, условием его действенности становится сговор, в которой неведомо для себя вступают субъекты, обязуясь во имя мира и согласия никогда не подступаться к тому, что может лежать в основании их желания. Лекция 20а - Реальность на сгибе 28 февраля Сегодня все еще сильна убежденность в том, что социальная реальность, какой бы многоуровневой она ни была, тем не менее организована как единое поле. Но уже более столетия назад начинает вырисовываться иная структура происходящего, за которой до сих пор пытаются успеть многообразные социологические концепции. Большинство из них продолжают надеяться выстроить непротиворечивую картину, и потому их теории сами в свою очередь становятся невольными представителями той самой структуры, которую они силятся описать. При этом ход психоаналитической мысли подталкивает к совершенно иной стратегии:

Жак Лакан"Стадия зеркала, как образующая функцию Я"

Возникновение монастыря относится к году, и он следует традиции корейской школы дзэн буддизма Кван Ум , алаптированной к условиям западного общества основателем этой школы, корейским дзэн Мастером Сэунг Сан . Мастер Сэунг Сан, будучи семьдесят восьмым патриархом корейского дзэн буддистского ордена Чоги , рассматривал в качестве своей миссии распространение корейского дзэн буддизма на Западе и основал первый дзэн центр школы Кван Ум в США, в городе Провиденс, штат Род Айленд , , имеющий в настоящее время десятки ассоциированных центров в обоих Америках, Европе и Азии.

Монастырь Вон Кванг Са расположен на территории около 5-ти гектар и включает несколько строений - зал для медитаций, административный офис, жилые и хозяйственные помещения. Ведутся работы по постройке основного храмового зала монастыря и других подсобных помещений. Проект монастыря ставил целью создание в Центральной Европе международного центра, где последователи школы Кван Ум могли бы получать учение школы от дзэн Мастеров, участвовать в ритритах и жизни монастырской общины — сангхи.

Согласно буддистским канонам миссия монастыря заключалась в предоставлении человеческим существам условий для самоизучения, интроспекции, совместных действий по изысканию правильного направления своей жизни, достижения своей подлинной природы и освобождения от страданий всех человеческих существ.

Но понятие Я имеет смысл не только в гра-ницах этой теории и этой техники , своей чув-ствительности и вкуса, ничего, кроме страха и отвращения.

Причем в каждом из этих случаев речь идет не о наборе тех или иных симптомов, не о диагнозе, но о клинической структуре психики. Тремя структурами дело и ограничивается. Если Фрейд полагал, что невротика можно превратить в обычного несчастного человека, то для Лакана, невроз — структура, не подлежащая изменению; и цель психоаналитической работы — не устранение невроза, а изменение отношения субъекта к своему неврозу, себе самому, своей истории. Две формы невроза — два экзистенциальных вопроса.

Вопрос истерии относится к полоролевой идентичности: Лакан занимается психозами всю свою творческую жизнь. Соглашаясь с Фрейдом, что паранойя — парадигма психоза, Лакан рассматривает историю болезни Шребера с точки зрения истории исключения в бессознательном отцовской функции. Функцию эту Лакан называет Именем Отца. Даниель Пауль Шребер — председатель апелляционного суда города Дрездена, кандидат в депутаты Рейхстага. В году у него стал проявляться бред преследования.

Будучи практикующим буддистом, я принял участие в зимнем ретрите затворе , проводимом зимой года в международном дзэн буддистском монастыре Вон Кванг Са , расположенным в горном массиве Пилис на севере Венгрии. Возникновение монастыря относится к году, и он следует традиции корейской школы дзэн буддизма Кван Ум , адаптированной к условиям западного общества основателем этой школы, корейским дзэн Мастером Сэунг Сан .

Мастер Сэунг Сан, будучи семьдесят восьмым патриархом корейского дзэн буддистского ордена Чоги , рассматривал в качестве своей миссии распространение корейского дзэн буддизма на Западе и основал первый дзэн центр школы Кван Ум в США, в городе Провиденс, штат Род Айленд , , имеющий в настоящее время десятки ассоциированных центров в обоих Америках, Европе и Азии. Монастырь Вон Кванг Са расположен на территории около 5-ти гектаров и включает несколько строений — зал для медитаций, административный офис, жилые и хозяйственные помещения.

Ведутся работы по постройке основного храмового зала монастыря и других подсобных помещений.

Понятия страха и ужаса можно разграничить следующим образом: страх может быть преодолен, т. е., согласно Ж. Лакану, он поддается символизации.

В отличие от экзистенциалистов, Лакан не вынес понятие об утраченном за пределы психического. Экзистенциалисты, исследуя феноменологию тревоги, ушли в социальный дискурс, призывая к ответственности за страх, и связывая тревогу с понятием внешнего и внутреннего мира . Это и было их ответом на вопрос: Понятие ответственности позволило циклично соединить вопрос и ответ: Лучано - не брат короля, а племянник - как сам Гамлет; Лучано одет в точности как Принц Датский.

Когда же представляется реальная возможность отомстить королю, Гамлет, словно понимая новую, более сложную и увлекательную задачу, не делает этого шага. Тревога оказалась в шаге от объекта желания. К той же идее желания в свое время пришли и экзистенциальные психологи, связав ответственность с желанием взять эту ответственность, присвоить ее. Но, похоже, что в результате присвоения неизвестного до поры желания, субъект приходит к какой-то точке психического, в которой его состояние невозможно описать во фрейдовской топике, понятиях Я и Сверх-Я.

Эта воображаемая идентификация с образом подобна той, в которой Гамлет узнал самого себя на сцене, в роли Лучано. Но также это идентификация с объектом желания. Вероятный объект тревоги и объект желания сходятся на одной сцене. Двойная игра, как нечестная игра, вызывает гнев.

Структурализм. Часть 3

Обзор семинара Лакана о тревоге. Жильбер Диаткин Семинар о тревоге отмечает поворотную точку в развитии мысли Лакана с нескольких точек зрения. Во-первых, Лакан, ничего об этом не говоря, оставляет свою теорию о том, что бессознательное структурировано как язык. Также он прекращает попытки отождествить теорию Фрейда со своей собственной.

Он развивает несколько новых оригинальных идей относительно тревоги, и некоторые из них представляют большой интерес, например, связь между кастрационной тревогой и нарциссизмом; другие же, такие как отрицание существования сепарационной тревоги, абсурдны.

Правообладателям Этика психоанализа(), Лакан Жак Понятие это весьма проблемное, и у тех из вас, кто размышляет над сказанным . То, что Фрейд в конце концов отнес к разряду сигналов даже страх, само по себе .

Ср Сен 20, Потребность относится к биологическому уровню потребность в пище , то есть она нацелена на конкретный объект и удовлетворяется им. Между ними зазор, трещина. Спасибо большое, , за детальное разъяснение. Я догадывался, что именно в таком разрезе будет ответ. К своему сожалению очень поверхностно знаком с Лаканом, хотя в будущем наверстаю упущенное. Тем не менее, Лакан не Фрейд, и в классическом психоанализе подобной однозначной трактовки нет.

Не помню кто сказал , но сказал очень точно:

ЛАКАН это:

Философия языка и семиотика безумия. Избранные работы [] Руднев Вадим Петрович Тот факт, что Бетти хочет стать актрисой, мечтает о славе кинозвезды, о сладкой жизни и т. В определенном смысле эту гипотезу несколько лет назад высказал в устной беседе Александр Сосланд Символическое соответствует Суперэго, Воображаемое — Эго, а Реальное — . Но Реальное — это гораздо больше, чем , это скорее Бессознательное в целом.

Начертанная Лаканом картина субъекта — того, что мы обычно называем ego психоаналитическую теорию без ссылки на понятие самости или ego 1. .. Отсюда — то внутреннее напряжение, чувство страха.

Введенное мною на предыдущем нашем конгрессе тринадцать лет назад понятие стадии зеркала в дальнейшем более или менее вошедшее в обиход французской группы, представляется мне достойным быть лишний раз предложенным вашему вниманию: Опыта, о котором надо сказать, что он ставит нас в оппозицию любой философии, исходящей прямо из . Быть может, среди вас кто-либо вспомнит тот аспект поведения, из которого мы исходим, освещаемый следующим фактом сравнительной психологии: Узнавание, о котором сигнализирует иллюминационная мимика - , в которой для Кёлера выражается ситуационная апперцепция, существенная фаза мыслительного акта.

В самом деле, этот акт, далекий от того, чтобы исчерпаться, как у обезьяны, единожды приобретенным контролем над бессодержательностью образа, тут же возобновляется у ребенка в серии жестов, в которых он в игровой форме испытывает отношение принятых на себя образом движений к его отраженному окружению и этого виртуального комплекса к удвояемой им реальности, а именно, к своему собственному телу и лицам или же объектам, которые находятся с ним бок о бок.

Вплоть до восемнадцатимесячного возраста активность эта сохраняет для нас тот смысл, который мы ей придаем — и который в не меньшей степени выявляет вплоть до настоящего времени остающийся проблематичным либидинальный динамизм, чем онтологическую структуру человеческого мира, каковая вписывается в наши размышления о параноическом сознании. Здесь достаточно понимать стадию зеркала как некую идентификацию во всей полноте смысла, придаваемого этому термину анализом, а именно, как трансформацию, происходящую с субъектом, когда он берет на себя некий образ, — на чью предрасположенность к этому стадиальному эффекту достаточно четко указывает использование в теории старинного термина .

Ликующее приятие своего зеркального образа существом, еще погруженным в моторное бессилие и зависимость от питания, каковым на этой стадии инфанс является младенец, отныне в образцовой ситуации проявит, на наш взгляд, ту символическую матрицу, в которой я оседает в первоначальной форме, прежде чем объективизироваться в диалектике идентификации с другим и прежде чем язык всесторонне не воссоздаст ему функцию субъекта. Эту форму, если мы хотим заставить ее войти в знакомый регистр, стоило бы, впрочем, назвать идеальным я, в том смысле, что она будет еще и источником вторичных идентификаций, чьи функции либидинальной нормализации мы распознаем под этим термином.

Но важным пунктом здесь является то, что эта форма задолго до социальной определенности располагает инстанцию эго на линии вымысла, никогда не подлежащей изменению для отдельного индивида, — или, скорее, которая лишь асимптотически воссоединится со становлением субъекта, каким бы ни был успех диалектического синтеза, посредством, которого он должен растворить в качестве я свое несоответствие своей собственной реальности.

Дело в том, что целокупная форма тела, посредством которой субъект опережает в мираже созревание своих возможностей, дана ему лишь как гештальт, то есть во внешности, где, без сомнения, форма эта более устанавливающая, нежели установленная, но где, помимо того, она ему является со статуарной рельефностью, которая ее выкристаллизовывает, и в симметрии, которая ее инвертирует, в противовес к завихрению движений, его, как он ощущает, оживляющих. Таким образом, этот гештальт, содержательность которого должна рассматриваться как связанная с родом и видом, хотя движущий ее стиль еще и не признан, двумя этими аспектами своего проявления символизирует ментальное постоянство я и, в то же время, предвосхищает свое назначение: В действительности, для этих , а наша привилегия — видеть, как вырисовываются в повседневном нашем опыте и в полутьме символической действительности их завуалированные лики, — зеркальный образ является, кажется, порогом видимого мира, если мы полагаемся на расположение в зеркале, аннулирования, перемещения — навязчивого невроза.

Виктор Мазин о книге Ренаты Салецл «О страхе»

Переход к акту рассмотрен им уже в совершенно иной логике: Именно этот перевод мы находим в русской версии словаря Лапланша и Понталиса. В этом словаре существует две статьи в отношении данного понятия. Лакан использует две оси - ось движения и ось трудностей. Лакан выделяет три способа остановки действия:

Основное внимание уделялось проблеме интерпретации понятия адаптации . И Лакан считал, что именно этим страхом объяснялось и стремление.

Чувство жуткого вселяет в нас не то, что нам незнакомо или чуждо, а то, что было нами пережито, но затем вытеснено в область бессознательного. Говоря о жутком, мы оказываемся в той точке, которая находится на пересечении двух кругов: Эта работа поможет нам прояснить некоторые позиции современного искусства. Мы конструкторы той реальности, которая к нам затем возвращается в качестве некой реальности.

Современное искусство и современная фотография в большей степени пытаются совладать с теми травмами, которые сопутствуют рождению и становлению человеческого субъекта. И это рождение и становление человеческого субъекта сопровождается не только радостью, счастьем и весельем, но и тем аффектом, который Фрейд называет разменной монетой всех аффектов: Фрейд говорит о том, что любой аффект — любовь, вина, ревность — в любой момент готовы трансформироваться и превратиться в страх.

Фрейд выделяет из страха некоторую область, которую называет областью жуткого. Жуткое — это одна из форм проявления страшного, одна из форм проявления страха. В каком-то смысле я бы сказал, что нет такого искусства, которое не было бы жутким. То есть если все доводить до крайности, то любое искусство, даже если это прекрасная картина Ренуара или замечательная фотография Мэпплторпа, так или иначе содержит в себе фигуру жуткого.

Здесь мы видим фигуру удвоения:

Ключевые понятия концепта желания Жака Лакана

Лакановская структурно-семиотическая концепция субъективности Краткая справка Лакан Жак — французский психоаналитик, автор структуралистской версии фрейдизма. Основные научные интересы Ж. Лакана были сконцентрированы на рационализации бессознательного, на выяснении роли бессознательного в жизни отдельного человека. Наиболее показательно в этом отношении его учение о личности, построенное в своей значительной части на материалах психоаналитических практик. Начиная с критики эмпирического ассоциативизма в подходе к человеческой психике, Лакан обращается к экзистенциализму, феноменологическим идеям французского неогегельянства Ж.

Ипполит и Гуссерля в поисках области психической реальности, несводимой к порядку ощущений; такой областью для него становится образный слой сознания.

Понятие «мимесис» широко используется в современных Бегство, стремление исчезнуть, спрятаться, агрессия, вспышки страха и злобы и тому социальных приложениях (В. Райх, Ж. Лакан, Р. Жирар) основной акцент.

Биография[ править править вики-текст ] Жак Мария Эмиль Лакан родился в Париже в семье зажиточного торговца уксусом. Жак Лакан начинал как практикующий врач-психиатр. Позднее его диссертация была опубликована в ряде научных журналов. Особенно сильное впечатление она произвела на знаменитого на тот момент испанского художника - сюрреалиста Сальвадора Дали, который по прочтении написал картину"Гнилой Осёл""Тлеющий Осёл".

В году Жак Лакан защитил диссертацию о параноидальных расстройствах. После смерти первой жены, в году Лакан женился вторично, на Сильвии Батай , бывшей жене Жоржа Батая. Их дочь Жюдит род. Миллера , одного из самых известных последователей и исследователей, признанного"лаканиста". В году он выходит из Международной психоаналитической ассоциации и становится участником Французского психоаналитического общества. Через десять лет порвал с ортодоксальным психоанализом и основал Парижскую школу фрейдизма, которой и руководил почти до самой смерти.

Он во многом определил образ французского психоанализа и его специфику на фоне других психоаналитических подходов. Лакан предпочитал излагать свои идеи не на бумаге, но устно, на семинарах, материалы которых стали публиковаться только в конце его жизни. Лакановские семинары Жак Мария Эмиль Лакан во многом определил образ французского психоанализа и его специфику на фоне других психоаналитических подходов. К многогранности его исследований, а также к туманности самих выводов в силу неразработанности данной темы на то время , стоит добавить и отсутствие полноценных письменных трудов.

Структурный психоанализ Жака Лакана.

Возникновение структурного, или лингвистического, психоанализа связано с именем Жака Лакана Начав свою карьеру как практикующий врач, Лакан в е годы серьезно изучает философию, психологию, культуру, искусство, литературу. Итогом его стремления синтезировать результаты медицинского и гуманитарного знания стала докторская диссертация"О параноическом психозе и его отношении к личности" Выводы этой работы широко использовались деятелями художественной культуры.

В частности, высказанные Лаканом идеи легли в основу"параноической критики" С. С середины х годов Лакан посвящает себя педагогической деятельности.

Жак Мари Эмиль Лакан () – выдающийся французский .. топологического субстрата, приблизительное понятие о котором дает обычно мудрец устроил для своего страха недоступное логово! И если он все же.

Главная Психоанализ Лакан Ж. Теперь вы можете получать деньги, добавляя книги на наш сайт. Подробнее об этом читайте здесь.

НЕВРОЗ: СИМПТОМЫ И ЛЕЧЕНИЕ ПСИХОАНАЛИЗОМ


Comments are closed.

Жизнь без страха не только возможна, а абсолютно доступна! Узнай как избавиться от страхов, кликни здесь!