Преподобный Авва Дорофей. Душеполезные поучения: О страхе Божием

Преподобный Авва Дорофей. Душеполезные поучения: О страхе Божием

На него ссылаются, когда речь идет о жизни христианина: На эти и многие другие вопросы христианской жизни преподобный авва Дорофей ответил еще 15 веков назад. Сам же он приобретал свои знания от общения с великими старцами, которыми тогда славился Восток, а опыт - в ходе нелегкого послушания в монастыре. Ему было назначено принимать странников, а служить людям, не служа Богу, невозможно. Так, в трудах и общении накапливался духовный опыт аввы Дорофея. Эта тема для христиан одна из самых центральных. Авва Дорофей следует здесь учению Василия Великого, который говорит о том, что трояким образом можем мы угодить Богу:

пїѕпїѕпїѕпїѕпїѕпїѕпїѕпїѕ пїѕпїѕпїѕпїѕ пїѕпїѕпїѕпїѕпїѕпїѕпїѕ

Действительно, когда мы говорим, что человек боится боли, боится болезни, темноты, высоты, часто человек боится еще каких-то вещей, страданий, еще чего-то — это все связанно именно со страхом смерти, потому что если бы у человека не было страха смерти, если бы смерть не стояла перед ним, рядом с ним, то он ее не отгонял бы от себя в дальний угол, не боялся бы, например, темноты. Ведь темнота — это неизвестность того, что будет дальше, что может лишить тебя этой жизни.

Не все, но многие; маленькие дети боятся темноты, взрослые тоже боятся, особенно женщины. А многие не боятся, но боялись. Ведь все-таки стараются не по темной улице идти, а по светлой, правда?

И страх раба и страх слуги, впрочем, оба являются только вводящими в благочестивую жизнь. Авва Дорофей, описывающи ступени страха Божия.

Мы уже рассуждали о том, что такое свобода. Теперь, беседуя о страхе Божием, попытаемся для начала разобраться, что такое страх сам по себе, потому что страх Божий — категория для мира сего совершенно непонятная. В Соборном послании святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова написано, и авва Дорофей цитирует эти строки: В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви 1 Ин. Это — великие слова, и тем не менее мы говорим о страхе Божием как об одном из основных понятий духовной жизни, благочестия и аскетики.

Поучение четвертое О страхе Божием

Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения к своим ученикам, составленные им, когда он вышел из обители аввы Серида и основал с помощью Божиею свой собственный монастырь после кончины аввы Иоанна, названного Пророком, и по совершенном молчании аввы Варсануфия. Поучение первое Об отвержении мира В начале, когда Бог сотворил человека Быт. И так он пребывал там в наслаждении райском:

[Дорофей Палестинский; авва Дорофей] († кон. VI в.), прп. Существует 2 вида страха Божия: страх перед наказанием, свойственный.

В Священном Писании многократно говорится о том, что начало премудрости — страх Господень. Авва Дорофей в своём четвёртом поучении разъясняет, почему человеку необходимо это спасительное чувство. Что хочет сказать нам чрез сие святой апостол? О какой любви говорит он нам и о каком страхе? Ибо пророк Давид говорит в псалме: Итак, если и святые, столько любящие Господа, боятся Его, то как же святой Иоанн говорит: Святой хочет нам показать этим, что есть два страха: Например, кто исполняет волю Божию по страху мук, как мы сказали, ещё новоначальный: Другой же исполняет волю Божию из любви к Богу, любя Его собственно для того, чтобы благоугодить Ему: Сей-то имеет истинную любовь, которую святой называет совершенною.

И эта любовь приводит его в совершенный страх, ибо таковый боится Бога и исполняет волю Божию уже не по страху наказания, уже не для того, чтобы избегнуть мучений, но потому, что он, как мы сказали, вкусив самой сладости пребывания с Богом, боится отпасть, боится лишиться её. И сей совершенный страх, рождающийся от этой любви, изгоняет первоначальный страх: Продолжая читать четвёртое поучение аввы Дорофея, мы знакомимся со ступенями, восходя по которым человек может достигнуть спасительного страха Божия.

Ибо сын, когда приходит в совершенный возраст и в разум, исполняет волю отца своего не потому, что боится быть наказанным, и не для того, чтобы получить от него награду, но собственно потому и хранит к нему особенную любовь и подобающее отцу почтение, что любит его и уверен, что всё имение отца принадлежит и ему.

О страхе Божием

Вопросы преподобного Дорофея и ответы, данные на них святыми старцами Варсануфием и Иоанном Пророком Поучение первое. Об отвержении мира В начале, когда Бог сотворил человека Быт. И так он пребывал там в наслаждении райском:

Да, огромное большинство людей боится смерти, и нет для них страха больше, чем . О страхе Божием Поговорим о третьем поучении аввы Дорофея.

Божественный страх"Хорошо написал авва Дорофей в книге своей о Божественном страхе: И отвечал ему старец: Подобное нужно сказать и относительно всякой другой добродетели, если кто в таковой пожелает укрепиться. Желает ли кто стяжать целомудренное и чистое житие, сделайся другом целомудренного и чистого и подражай его жизни. Желаешь ли ты быть смиренным, кротким, незлобивым, подружись со смиренным, кротким и незлобивым.

Ищешь ли ты, чтобы научиться духовному разуму, с духовными мужами часто беседуй, и навыкнешь всякому богоугождению от богоугодных, как говорит Давид: Самое сожительство с праведными сильно исправить грешного человека, если грешник начнет внимать праведным.

О СТРАХЕ БОЖИЕМ

О страхе Божием Святой Иоанн говорит в Соборных посланиях своих: Что хочет сказать нам чрез сие святой Апостол? О какой любви говорит он нам и о каком страхе? Ибо пророк Давид говорит в псалме: Итак, если и святые, столько любящие Господа, боятся Его, то как же святой Иоанн говорит: Святой хочет нам показать этим, что есть два страха:

Преподобный авва Дорофей. 01 Безпечность и скоротечность земного времени — Воля Божия. Что такое воля Божия благая.

Вопросы преподобного Дорофея и ответы, данные на них святыми старцами Варсануфием Великим и Иоанном"Душеполезные поучения" преподобного аввы Дорофея - это бесценное сокровище духовной мудрости. Благодать Божия, которой был преисполнен авва Дорофей, по слову Спасителя соделалась в нем неиссякаемым"источником воды, текущей в жизнь вечную". В книге все христиане - и иноки, и миряне - найдут множество спасительных и душеполезных советов и наставлений.

Авва Дорофей очень доступно и просто говорит о том, что необходимо для каждого человека: Оптинские старцы так говорили о книге аввы Дорофея: Читая эту книгу мы можем от самого святого аввы Дорофея получить ответы на множество вопросов духовной жизни, с которыми сталкиваемся каждый день. Мы не имеем оснований для точного определения времени, в которое жил преподобный Дорофей, более известный в качестве писателя.

Приблизительно же можно определить оное свидетельством схоластика Евагрия, который, в своей церковной истории, писанной, как известно, около года, упоминает о современнике и наставнике преп. Отсюда можно заключить, что преп. Предполагают, что он был родом из окрестностей Аскалона. Раннюю молодость свою он провел в прилежном изучении светских наук. Это видно из собственных слов его, помещенных в начале го поучения, где Преподобный говорит о себе: И никогда не позволял завлечь себя на обед с кем-нибудь из друзей моих, и даже не вступал с ними в беседу во время чтения, хотя и был общителен и любил своих товарищей.

Когда философ отпускал нас, я омывался водою, ибо иссыхал от безмерного чтения и имел нужду каждый день освежаться водою; приходя же домой, я не знал, что буду есть; ибо не мог найти свободного времени для распоряжения касательно самой пищи моей, но у меня был верный человек, который готовил мне, что он хотел.

Уроки Православия. Поучения аввы Дорофея с прот. Алексием Яковлевым. Урок 7

В заключении — ответы на вопросы и чаепитие. Беседы ведёт священник Павел Семёнов.

О страхе Божием. Святой Иоанн говорит в Соборных посланиях своих: совершенна любы вон изгоняет страх (1 Ин. ). Что хочет сказать нам чрез.

Вперед Однако невозможно достигнуть совершенного страха иначе, как только первоначальным страхом. Ибо трояким образом, как говорит Василий Великий [ [25] ], можем мы угодить Богу: Ибо сын, когда приходит в совершенный возраст и в разум, исполняет волю отца своего не потому, что боится быть наказанным, и не для того, чтобы получить от него награду, но собственно потому и хранит к нему особенную любовь и подобающее отцу почтение, что любит его и уверен, что всё имение отца принадлежит и ему.

Таковой уже не боится, как мы сказали, Бога, конечно, тем первоначальным страхом, но любит Его, как и святой Антоний говорит: И Господь, сказав Аврааму, когда он привёл для жертвоприношения Ему сына своего: Ибо иначе как бы он сказал: Очевидно, что Он говорил здесь о совершенном страхе, свойственном святым, которые уже не по страху мучения и не для получения награды исполняют волю Божию, но, любя Бога, как мы многократно говорили, боятся сделать что—либо против воли Бога, ими любимого.

Посему—то и говорит Апостол: В сём состоит совершенный страх. Но невозможно как мы уже сказали выше достигнуть совершенного страха, если кто прежде не приобретает первоначального. Началом назван первоначальный страх, за которым следует совершенный страх святых.

Душеполезные поучения и послания (2)

Что хочет сказать нам чрез сие святой апостол? О какой любви говорит он нам и о каком страхе? Ибо пророк Давид говорит в псалме: Итак, если и святые, столько любящие Господа, боятся Его, то как же святой Иоанн говорит: Святой хочет нам показать этим, что есть два страха: Другой же исполняет волю Божию из любви к Богу, любя Его, собственно для того, чтобы благоугодить Ему.

Из Библии мы знаем, что начало мудрости страх Господень (Притч. 7,7) и, что . Авва Дорофей действия страха Божия сравнивает с обретением дома .

Что хочет сказать нам чрез сие святой Апостол? О какой любви говорит он нам и о каком страхе? Ибо пророк Давид говорит в псалме: Итак, если и святые, столько любящие Господа, боятся Его, то как же святой Иоанн говорит: Святой хочет нам показать этим, что есть два страха: Например, кто исполняет волю Божию по страху мук, как мы сказали, ещё новоначальный: Другой же исполняет волю Божию из любви к Богу, любя Его собственно для того, чтобы благоугодить Ему: Сей-то имеет истинную любовь, которую Святой называет совершенною.

И эта любовь приводит его в совершенный страх, ибо таковый боится Бога и исполняет волю Божию уже не по страху наказания, уже не для того чтобы избегнуть мучений, но потому, что он, как мы сказали, вкусив самой сладости пребывания с Богом, боится отпасть, боится лишиться её.

Молитва от гнева аввы Дорофея


Comments are closed.

Жизнь без страха не только возможна, а абсолютно доступна! Узнай как избавиться от страхов, кликни здесь!